В целях единообразного применения положений статьи 9.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" приведены, в частности следующие разъяснения.
Мораторий вводится со дня вступления в силу соответствующего акта Правительства РФ, если не установлено иное. В случае принятия решения о расширении перечня лиц, на которых распространяется мораторий, то, в общем случае, следует исходить из того, что в отношении таких лиц мораторий действует со дня внесения изменений.
В ситуации, когда принято решение о ликвидации юрлица, отнесение такого ликвидируемого должника к числу лиц, на которых распространяется действие моратория, не является препятствием для подачи кредитором заявления о признании должника банкротом.
Обращено внимание также на положения пункта 3 статьи 91 Закона о банкротстве, которые не исключают возможность рассмотрения в период действия моратория исков к должникам, на которых распространяется мораторий. С учетом того, что законодатель допустил сохранение арестов в период действия моратория (в отличие от процедуры наблюдения - абзац четвертый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве), исполнительные листы в этот период выдаются судами. На основании таких исполнительных листов может быть возбуждено исполнительное производство.
В части рассмотрении спора о взыскании неустойки или иных финансовых санкций, начисленных за период действия моратория, разъяснено следующее. Если будет доказано, что ответчик, на которого распространяется мораторий, в действительности не пострадал от обстоятельств, послуживших основанием для его введения, и ссылки на указанные обстоятельства являются проявлением заведомо недобросовестного поведения, суд с учетом характера и последствий поведения ответчика может удовлетворить иск полностью или частично, не применив возражения о наличии моратория (пункт 2 статьи 10 ГК РФ).
Кроме того, если лицо в период моратория совершает сделки, нарушая права и законные интересы кредиторов, например отчуждает свое имущество по заведомо заниженной цене третьим лицам, такие сделки (действия) подлежат признанию недействительными по иску кредитора на основании статьи 10 и пункта 2 статьи 168 ГК РФ и в отсутствие возбужденного дела о банкротстве.
Если в распоряжении контрагента должника имелись сведения о наличии у него признаков неплатежеспособности или недостаточности имущества, наступивших по основаниям, не связанным с введением моратория, или о заведомом отсутствии реальной возможности преодоления этих признаков, сделка с таким контрагентом, совершенная в период действия моратория, может быть признана недействительной по правилам статьи 61.3 Закона о банкротстве.