Версия для слабовидящих Аа
Четверг
16 Мая 2024

Такой разный Лермонтов: в выставочном зале дома Алябьева представлены живописные и скульптурные образы поэта

На первую в наступившем году выставку в Государственный музей-заповедник М.Ю.Лермонтова собрались представители творческого сообщества Кавминвод, всем сердцем преданные таланту самого «пятигорского» поэта. Живопись, графика, скульптура – все работы объединены неисчерпаемой лермонтовской темой.

«Боюсь не смерти я…» - эти лермонтовские строки служат и своеобразным эпиграфом к откровениям художников, и призывом к зрителю: попытаться понять, каков он – Лермонтов для каждого мастера. В самом названии выставки словно зашифрован дух борьбы светлого и демонического, не угасавший в душе поэта до самого рокового дня, а сегодня воплощенный в полотнах художников нашего времени.

- Два столетия отделяют нас от той эпохи, но образ Лермонтова не перестает волновать нас. В этом проекте мы хотели обратиться к образу самого Михаила Юрьевича Лермонтова. Нам хотелось показать, как видят нашего великого поэта XIX века наши современники – люди XXI века, - говорит директор Государственного музея-заповедника М.Ю.Лермонтова Ирина Сафарова. - К образу поэта в разные времена обращалось немало художников. С Лермонтовым все не так просто: у него крайне мало прижизненных портретов, и все они очень разнятся.

И действительно, знаменитый портрет Лермонтова, написанный П.Заболотским, очень отличается от созданного однополчанином поэта, бароном Д.Паленом. Существует знаменитый автопортрет поэта - и здесь он другой. Известны работы Ф.Будкина, А.Клюндера. Все это Лермонтов, и он совершенно разный.

О том, чьи работы представлены в рамках выставки, рассказала заведующая экспозиционным отделом Государственного музея-заповедника М.Ю.Лермонтова Ольга Алексенко:

- Наш проект будет интересен зрителям своим разнообразием. Живописных полотен здесь около пятидесяти. Мы рады показать картины известных ставропольских художников: Виктора Чемсо, Алексея Соколенко, которые в свое время передали в дар музею эти полотна. Здесь есть интересные работы наших земляков Виктора Комарова, Олега Чернова, Сергея Кулешова, а также Владимира Кутявина из Белгорода и московского художника Константина Петрова. Два листа графики представила Ирина Шаховская, которая обратилась к сюжетной теме – образ демона и ангела, это разговор о предках Лермонтова.  Также из собрания музея представлены бюсты Лермонтова, созданные Б.Королевым и М.Минкиным.   

 

Итак, какой он, Лермонтов в представлении художников наших дней? Ирина Сафарова напомнила, что о внешности поэта не было документальных свидетельств. Именно поэтому современные художники обращаются к уже известным произведениям. Но и они, как и их предшественники, видят Лермонтова по-своему.

Представленные работы неизбежно рождают мысленный диалог и даже спор со зрителем, что пытается, в свою очередь, понять, как сам живописец воспринимает поэта и какие грани его неразгаданной души хотел передать на холсте. В портретах авторов передана мечтательность и трагичность, романтизм и обреченность. Есть полотна, где читается глубина чувств и страстей, противоборствующих в душе убежденного фаталиста.

Стоящий на утесе Лермонтов Е.Горина пронзает взглядом пространство и время, а Лермонтов с полотна В.Арзуманова смотрит в самую душу зрителя – во взгляде сквозит и печаль, и пройденные испытания, и нечто неуловимое, что свойственно только тому, кто способен предчувствовать будущее.

Ставропольский художник В. Иванов наполнил свое полотно (часть диптиха) аллегорическими символами противоборства тьмы и света, на фоне которых образ поэта словно обращается к зрителю с мыслью о непримиримости и, одновременно, неразделимости, противоположностей. Трагедией пронизан почти монохромный портрет поэта, принадлежащий кисти В.Чемсо: багровая тень небытия вытесняет с полотна известково-бледный свет последних часов жизни тяжело раненного молодого офицера.  

Еще один портрет особо отмечен Ириной Сафаровой. По ее признанию, он способен взволновать зрителя и дать возможность увидеть то, что редко видят в облике Лермонтова и литературоведы и живописцы. Светлый, пронизанный солнечными нитями, романтичный образ представил Владимир Кутявин, с которым музей дружит уже несколько десятилетий. Загадка такого восприятия Лермонтова в трепетном отношении художника – мастер буквально боготворит гениального поэта и, кстати, не продает эти картины.

- Творчество Лермонтова постоянно подвигает нас к созданию новых произведений, посвященных ему, его произведениям и воспетому им Кавказу, - так пояснил постоянный интерес художников к образу поэта Александр Рубец.

Эти слова подтвердил и заслуженный деятель культуры КЧР, поэт Анатолий Трилисов, которые прочитал свои стихотворные строки, навеянные впечатлениями о выставке.

Теги

От первого лица

Дмитрий Ворошилов
Глава города Пятигорска
 
«9 Мая навсегда стало для нас символом гордости и памяти, отваги и мужества, единства и сплоченности многонациональной и сильной страны во имя общей Победы.

Сегодня мы с безграничной благодарностью склоняем голову перед Советским Солдатом, освободившим мир от фашистской чумы.

Мы вспоминаем тех, кто пал на полях сражений, кто до последней капли крови сдерживал натиск врага, кто поднимался  из окопов в атаку под пулеметным огнем, кто в воздухе шел на таран, кто боролся с фашистами в составе партизанских отрядов.

Мы отдаем дань памяти  труженикам тыла, тем, кто  приближал победу бессонными ночами у станков и доменных печей, работал в госпиталях,  на заводах и фабриках, восстанавливал из руин города и села в послевоенные годы. 

Наша память жива – сквозь годы и десятилетия, соединяя разные поколения и разные народы единой большой Советской семьи. 

С праздником Победы, Пятигорск!»