Положения ч. 1, 3 ст. 29 Конституции Российской Федерации гарантируют право каждого человека на свободу мысли и слова, свободу мнений и убеждений, недопустимость принуждения к их выражению либо отказу от них.
Вместе с тем, ч. 2 указанной статьи предусматривает, что пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства не допускаются.
Уголовная ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, предусмотрена ст. 282 Уголовного кодекса РФ. В соответствии с указанной статьей уголовно-наказуемыми считаются действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».
Максимальное наказание, предусмотренное УК РФ за совершение данного преступления – лишение свободы на срок до 5 лет.
При совершении данного преступления с применением насилия или с угрозой его применения, с использованием своего служебного положения либо организованной группой действия лица (лиц) квалифицируются по ч. 2 ст. 282 УК РФ, предусматривающей максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 6 лет.
В качестве примера подобных действий можно указать массовую рассылку электронных сообщений, публикации в журналах, газетах, распространение листовок, литературы и иных печатных изданий, выступления на митингах и собраниях.
Необходимо отметить, что уголовная ответственность предусмотрена лишь за деяния, совершенные с прямым умыслом, то есть у лица должна быть цель возбудить ненависть либо вражду либо унизить человеческое достоинство по указанным выше признакам.
Сама по себе критика политических организаций, идеологических и религиозных направлений, национальных и культурных обычаев не рассматривается в качестве действия, направленного на возбуждение ненависти либо вражды.
При отсутствии направленности умысла действия по массовому распространению экстремистских материалов квалифицируются по ст. 20.29 Кодекса об административных правонарушениях РФ.